Четверг, 18.07.2019, 12:02
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ ""Бодеевская СОШ""

Меню сайта
Статистика

Формирование здорового и безопасного образа жизни

скачать

 

.Программа «Здоровье»

 

Программа адаптирована МО классных руководителей с программы «Здоровье», разработанной группой авторов под руководством В.Н.Касаткина. (ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ  июнь №12 2001 ГОД.)

 

Пояснительная записка.

         Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложиться помимо прочих, задача сохранения физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

          Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого- гигиеническими нормативами.

 

         В соответствии с замыслом основными целями программы стали:

 •  Формирование осознанного отношения школьников к своему     физическому и психическому здоровью;

 •  формирование важнейших социальных навыков, способствующих     успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных     привычек;

 •  создание условий для воспитания личностных качеств учащихся,     способствующих формированию здорового образа жизни;

 •  организация системы профилактической работы по предупреждению      детского травматизма и предотвращению  роста заболеваемости детей.

 

Элементы содержания программы.

1-4 классы.

Раздел 1.

Самопознание.

Знание своего тела.

         Части тела, их функциональное предназначение.

         Внутренние органы и их предназначение. Рост и развитие человека.

         Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

 

Раздел 2.

Я и другие.

Правила межличностного общения. Дружба. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Правила и обязанности ребенка в семье, правила групповой деятельности.

 

Раздел 3.

Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний.

Гигиена тела.

Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и  индивидуальными особенностями.

Гигиена полости рта.

Общие представления о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Гигиена труда и отдыха.

     Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.

Профилактика инфекционных заболеваний.

«Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски.

Представление об «активной» защите – иммунитете.

 

Раздел 4.

Питание и здоровье.

Питание – основа жизни.

          Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила проведения за столом.

Гигиена питания.

Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

 

Раздел 5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Безопасное поведение на дорогах.

          Основные ситуации – «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части». Сигналы регулировщика дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорожных путей.

Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах.).

Укусы  змей, зверей насекомых.

 

Раздел 6.

Культура потребления медицинских услуг.

 

Выбор  медицинских услуг.

         Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», служба спасения.

         Посещение врача.

Обращение с лекарственными препаратами.

          Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

 

Раздел 7.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

         Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного  дыма. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

 

5-9 классы.

 

Раздел 1.

Самопознание.

Знание своего тела.

Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

          Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

 

Раздел 2.

Я и другие.

 Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание. Активное слушание. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты и способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками.

         Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей.

 

Раздел 3.

Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний.

Гигиена тела.

Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Микрофлора кожных покровов. Запахи тела. Уход за кожей лица и рук, ногами. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом. Типы волос. Уход за волосами. Болезни кожи, связанные с нарушениями правил гигиены. Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены.

Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, пасты. Заболевание зубов, десен, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.

Гигиена труда и отдыха.

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режимы учебы, отдыха и сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.

Переутомление, его признаки, методы снятия. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи. Механизмы защиты организма – иммунитет, «активные» и «пассивные» способы его повышения.

Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез, его предупреждение.

Раздел 4.

Питание и здоровье.

Питание – основа жизни.

Представление об основных пищевых веществах. Их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Гигиена питания.

 Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

 

Раздел 5.

Основы  личной безопасности и профилактика травматизма.

Безопасное поведение на дорогах.

         Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора. Переход улицы на регулируемом перекрестке. Ожидание на «островке безопасности». Посадка в автобус, трамвай. Троллейбус. Выход из автобуса. Опасность движения группой. Ребенок носит очки. Безопасное поведение в транспорте – зона повышенного риска. Правила движения велосипеда.

Бытовой и уличный травматизм.

 Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, способствующие обморожению. Первая помощь при обморожениях.

  Правила безопасности на экскурсиях, в походах, экипировка туриста. Походная аптечка. Доврачебная помощь.

 

Поведение в экстремальных ситуациях.

          Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, разрушение, затопление).поведение в криминогенных ситуациях. Поведение в незнакомой  природной среде. Совладение с паническими состояниями.

 

 

Раздел 6.

Культура потребления медицинских услуг.

 

Выбор медицинских услуг.

         Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. Ответственность за ложные вызовы медицинских служб. Критическое отношение к рекламе и выбору медицинских услуг и товаров.

 

Обращение с лекарственными  препаратами.

         Рецепт. Лекарство. Аптека. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.

 

Раздел 7.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

         «Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества.  Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять ПАВ. Зависимость от ПАВ: социальная. Групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая.

         Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака. Алкоголя. Изменение поведения человека, связанное с употреблением ПАВ. Отказ от употребления ПАВ на различных этапах.

 

 

10 – 11 классы.

Раздел 1.

Самопознание.

Знание своего тела.

         Субъективные и объективные признаки здоровья. Представление о здоровом и больном теле в разных культурах. Половой диморфизм.

Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела и / или инвалидности. Старение и смерть человеческого организма.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

         Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.

         Направленность личности: Я – концепция, понятие о локусе контроля. Представление о психологии пола.

         Планирование и способы реализации планов. Ответственность и свобода выбора.

 

Раздел 2.

Я и другие.

         Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество. Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат  семьи. Развод. Правовые аспекты семейного взаимодействия. Способы манипулирования людьми.

         Формальные и неформальные группы, их социально – психологическая специфика. Межличностные конфликты в группе. Их типология и пути разрешения. Навыки, необходимые для противостояния негативным влияниям неформальной группы в сфере отношения к здоровью.

Раздел 3.

Гигиенические правила и предупреждение

 инфекционных  заболеваний.

 Гигиена тела.

          Выбор гигиенических средств для ухода за телом при различных состояниях и в различных  климатических условиях. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

Гигиена полости рта.

          Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора, хранения, смены.

Гигиена труда и отдыха.

  Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов,  тренировок, соревнований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

 

Раздел 4.

 Профилактика инфекционных заболеваний.

          ВИЧ / СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Профилактика инфекционных  заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных  заболеваний.

 

Раздел 5.

Питание и здоровье.

Питание – основа жизни.

         Основные правила рационального питания: режим питания, сбалансированность продуктов в меню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Правила поведения в местах общественного питания: кафе, рестораны…

Гигиена питания.

          Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы, пестициды, плесень…

 

Раздел 6.

Основы личной безопасности  и профилактика травматизма.

Безопасное поведение на дороге.

         Расчет скорости движения и тормозного пути. Ответственность за нарушение  правил дорожного движения.

Бытовой и уличный травматизм.

         Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подростками. Строительство и техника безопасности. Техника безопасности в быту. Травматизм в местах массового скопления людей. Прогноз развития травмоопасной ситуации. Меры предупреждения травмы. Первая доврачебная помощь при ранениях. Травмах. Потере сознания.

Поведение в экстремальных ситуациях.

         Поведение в ситуациях печали и горевания. Самоконтроль. Совладания с паническими реакциями.

 

Раздел 7.

Культура потребления  медицинских услуг.

Выбор медицинских услуг.

         Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Врачебная тайна.

Обращение с лекарственными препаратами.

         Передозировка лекарственных средств. Первая помощь.

 

Раздел 8.

Предупреждение употребления  психоактивных веществ.

         Основные виды ПАВ. Употребление ПАВ как ложный путь решения жизненных проблем. Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ.  

 

День здоровья - 2014 г.

 

 

альтернативное название картинки альтернативное название картинки альтернативное название картинки

альтернативное название картинки альтернативное название картинки альтернативное название картинки

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz